Адрес: Москва, Аминьевское шоссе, д. 34

+7(495) 792-29-47

+7(906) 622-55-55

Устройство и оборудование кузницы

Это было в 1953 году. Мой отчим был направлен райкомом в отстающий колхоз - поднимать тамошнее хозяйство, и всей семьей мы переехали жить в одну из деревень. Около дома, где мы поселились, находилась колхозная кузница. Однажды я из любопытства зашел посмотреть, что это такое, и был потрясен

увиденным. Снаружи кузница напоминала кучу тлеющих бревен. До сих пор помню это черное от копоти и пыли сооружение с земляным полом, маленьким тусклым окошком и большими деревянными воротами. Дым застилал все помещение, только лучи света пробивались сквозь щели в стенах и крыше. В дальнем углу возвышалось огромное сооружение из кирпича и металла, внутри которого горел большой костер с ярким огнем и едким дымом. На полу валялись куски железа, старые подковы, кувалды и какие-то непонятные приспособления. В центре, на большом покосившемся пне, стояла громадная наковальня, вся побитая молотками и зубилами, у стены, на пеньке поменьше, были приделаны кузнечные тиски, а на скамейке у оконца сидели три чумазых мужика неопределенного возраста...С тех пор я частенько заходил в эту кузницу, настолько сильно заворожила меня магия огня и раскаленного железа.

Интерес к посещению кузниц сохранялся у меня в течение долгих лет: общался с кузнецами, наблюдал за их работой.

В 1967 году я попробовал сделать свой первый горн и начал ковать примитивные железки. На первых порах было очень трудно: ведь никакой литературы по технологии ручной ковки не было. Много времени я проводил в библиотеках, просто ходил по городу, изучая прекрасные образцы художественной ковки Петербурга и пригородов, ездил в другие города Белоруссии, Украины и Прибалтики, скупал в магазинах всю литературу по металлообработке. За многие годы у меня собралась приличная библиотека по искусству и различным ремеслам, значительную долю в ней занимает литература по кузнечному искусству. Последние тринадцать лет я полностью посвятил освоению этой тяжелой, но очень интересной профессии. За это время удалось построить собственную, хорошо оборудованную мастерскую, я сделал огромное количество проектов и работ в материале, участвовал во многих российских и международных фестивалях, симпозиумах, встречах и выставках. В родном городе Гатчине и в Санкт-Петербурге прошли три персональные выставки. Имея столь большой опыт, я хочу поделиться им. Мне хочется, чтобы мои статьи носили не только учебный характер по конкретным технологическим приемам, но и стимулировали творческое начало в работе. На примерах лучших образцов мирового кузнечного искусства хотелось бы развить у читателей интерес к поиску новых нестандартных художественных и технических решений. На мой взгляд, в последнее время наблюдается серьезная деградация вкусов, и многие талантливые кузнецы в погоне за большими деньгами скатились сегодня к элементарной халтуре в стиле "а-ля ковка". Хочу обратить на эту проблему внимание не только кузнецов, но и потребителей, и, в первую очередь, состоятельной части общества, наших потенциальных клиентов: обычно за мнимой дешевизной скрывается очень низкий художественный и исполнительский уровень изделий...

Что такое кузница?

Итак, начинаем первый урок, который посвящен непосредственно кузнице, ее устройству и оборудованию. Что же такое кузница? В двух словах, это помещение, оборудованное для выполнения кузнечных работ. А если подойти к этому вопросу творчески, то кузница для кузнеца, увлеченного своим делом, не просто помещение, - это его дом, его храм, в котором происходят всевозможные чудеса. В кузнице мастер проводит практически все свое время. Здесь он работает, отдыхает, творит, мыслит. Рассказывали, что мой дед во время работы сочинял стихи, а мой хороший друг, кузнец из Гданьска Анджей Дайковский, во время работы вместе с помощниками поет арии из опер. Много всевозможных событий могут происходить с человеком в кузнице.
Бесспорно, устроить ее проще тем, кто живет в сельской местности, имеет небольшой приусадебный участок или дачу. В городе это сделать достаточно сложно, за исключением тех случаев, когда мастер работает на заводе и как-то связан с заводской кузницей, где есть необходимое оборудование. Кстати, сразу оговорюсь: если кто-то осваивает ремесло с целью разбогатеть - бросьте эту затею. Ни в России, ни в других странах я не знаю ни одного хорошего кузнеца, который заработал бы большие деньги.

Работа в кузнице постоянно требует помощи одного или двух помощников, поэтому постарайтесь сразу найти себе друзей-единомышленников. Правда, я уже много лет работаю один, проявляя чудеса изобретательности: вместо молотобойца у меня - пневматический молот, в качестве подручных - различные приспособления.

Тем, кто хочет постичь все тонкости кузнечного искусства (подчеркиваю, именно искусства, а не ремесла) - и начинающим кузнецам, и тем, кто давно уже работает, я советую немедленно начинать заниматься изобразительным искусством. Молодым рекомендую художественную школу, изостудию, кружок рисования, те, кто старше и опытнее, могут брать уроки у профессиональных художников. Идеальным вариантом будет получение специального художественного образования. Необходимо изучить технику и законы рисунка, живописи и композиции. Без этих знаний невозможно стать настоящим специалистом в художественной ковке. Однако быть грамотным ремесленником тоже неплохо - сегодня ощущается острая нехватка профессиональных мастеров.

Алтарь в храме

Для организации кузницы необходимо подобрать или построить помещение. Размеры его могут варьироваться, но сама конструкция и строительные материалы должны полностью отвечать всем нормам и правилам пожарной безопасности. Это очень серьезно! Поставить кузницу можно и на открытом воздухе, устроив небольшой навес около сарая или гаража. Моя первая кузница была под открытым небом в конце огорода, скажу, что это доставляло массу неудобств в дождливую и холодную погоду.

Организовать рабочее место и установить оборудование каждый может по своему усмотрению, для этого нет каких-то жестких правил. В дальнейшем я приведу в качестве примера несколько вариантов планировки.

Теперь перейдем к оборудованию кузницы. Если кузница - храм, то алтарь в этом храме - кузнечный горн. Именно в горне происходит таинство превращения стали в мягкий и податливый материал. Принцип работы классического кузнечного горна необычайно прост. На рабочей поверхности горна горит небольшая кучка угля - сюда помещаются стальные заготовки, которые нагреваются до температуры, необходимой для ковки. В настоящее время существует огромное количество конструкций горнов. В основном, они различаются по типу топлива. Существуют горны на твердом топливе - это каменный и древесный уголь, кокс, в крайнем случае можно использовать и простые дрова. Я предпочитаю кокс, хотя по стоимости он дороже простого бурого угля или антрацита. Зато по количеству его требуется примерно в пять раз меньше, при горении кокс дает более высокую температуру, нет копоти и меньше шлака. Лучше всего использовать мелкий кокс ("коксик") - крупный литейный кокс приходится колоть, на это уходит много времени. Существуют печи на жидком и газовом топливе, но они, в основном, применяются на больших производствах. Правда, в настоящее время английская фирма EFM наладила производство небольших стационарных и портативных кузнечных горнов, работающих на сжиженном пропане. Этот горн очень похож на классический угольный, только вместо угля используются небольшие кусочки специальной керамики, которые разогреваются газовой горелкой. Существенный недостаток такого горна - его высокая стоимость (примерно 2000 английских фунтов) и большой расход газа.

Рассмотрим подробнее конструкцию простого угольного горна . Такой горн можно сделать самому или заказать на производстве. Основой стационарного горна является стол, верхняя крышка служит для размещения очага и нагреваемых заготовок. Высота стола определяется ростом кузнеца и может быть равной 700-800 мм. Размер горизонтальной поверхности, в принципе, может быть любым, но обычно он равен 800х800 мм или 1000х1500 мм. В центре стола расположено горновое гнездо, которое состоит из фурмы и колосниковой решетки - через них подается воздух для горения угля. Традиционно крышку стола выкладывали огнеупорным кирпичом на глине, но это усложняет и утяжеляет всю конструкцию. Я уже много лет использую цельнометаллический горн с крышкой из стального листа толщиной 4 мм, в центре которой размещена чугунная колосниковая решётка. Колосниковую решетку можно сделать из старой чугунной толстостенной сковороды диаметром 200-300 мм, достаточно насверлить отверстия диаметром 8-10 мм в дне, и плотно вставить её в фурму.

Основным механизмом в горне является вентилятор, который создаёт дутьё воздуха для горения угля. В старые времена, когда не было электричества, для этой цели применялись кожаные мехи различных конструкций. Кожаные мехи особенно удобны, если использовать в качестве топлива древесный уголь, который горит очень медленно без дутья. Для того чтобы повысить температуру горения, достаточно лишь несколько раз качнуть мехи. Сегодня используются вентиляторы типа улитка с крыльчаткой "беличье колесо". Такой вентилятор даёт очень мощный напор воздуха. В одной из кузниц я видел горн, где в качестве вентилятора использовалась воздуходувка от ручной сирены. Достаточно покрутить ручку, похожую на ручку мясорубки, и за счёт редуктора достигаются большие обороты крыльчатки. Сам я использовал воздуходувку от трактора "Кировец", которая имеет небольшие габариты, хорошую улитку из алюминиевого сплава и работает практически без шума. Подобрал подходящий электромотор, знакомый электрик собрал регулятор напряжения, при помощи которого можно регулировать обороты вентилятора, т.е. можно увеличивать дутьё до максимума или уменьшать до такой степени, чтобы уголь чуть теплился. Горн этой конструкции я использую уже много лет, и он устраивает меня по всем показателям. Если кого-то интересуют другие конструкции горнов, можно найти исчерпывающую информацию в книгах А.Г. Навроцкого "Кузнечное ремесло" (М.: "Машиностроение", 1988) и "Художественная ковка" (М.: "Высшая школа", 1995).

Правая рука кузнеца

Теперь поговорим о наковальне. Её можно назвать королевой в инструментальном королевстве кузницы - она занимает почетное место в центре неподалёку от горна на массивном дубовом или березовом чурбаке и является основным инструментом кузнеца. Наковальни бывают трёх типов: безрогая, однорогая и двурогая, масса нормальной рабочей наковальни от 100 до 250 кг.

Современные наковальни изготавливаются из инструментальной стали методом литья. Самая удобная в работе - двурогая наковальня. Верхняя горизонтальная площадка называется лицом, на ней выполняются все основные кузнечные операции. Поверхность лица должна быть хорошо отшлифована и содержаться в идеальном состоянии: без вмятин, выбоин и зарубок. Никогда не стучите впустую по лицу наковальни молотком, не рубите на нем металл зубилом. С правой стороны наковальни расположен конический рог, предназначенный для гибки полос и прутков, раскатки и сварки колец. На некоторых наковальнях между рогом и лицом имеется промежуточная незакаленная прямоугольная площадка, предназначенная для рубки заготовок. С левой стороны находится хвост, который представляет собой прямоугольную пирамиду и предназначен для гибки и правки прямоугольных замкнутых заготовок. В хвосте наковальни имеется квадратное отверстие размером 30х30 мм или 35х35 мм, предназначенное для установки подкладного инструмента, гибочных вилок и других приспособлений. На лице около конического рога расположено круглое отверстие диаметром 12-16 мм, которое используется для гибки круглых прутков. В нижней части наковальни имеются четыре лапы, за которые она крепится скобами к чурбаку или металлической подставке.

Иногда между двух лап на боковой плоскости существует массиввый выступ с горизонтальной площадкой, который применяется для осадки прутков. Устанавливается наковальня на массивный деревянный чурбак (стул) из дуба или березы диаметром 500-600 мм. Основание стула закапывают на глубину не менее 0,5 м, а землю вокруг хорошо утрамбовывают. Стул должен стоять строго вертикально и не вибрировать во время работы. Но установка наковальни на деревянном стуле имеет некоторые недостатки. Во-первых, слишком большая площадь основания стула мешает вплотную подойти к наковальне, во-вторых, крепёжные скобы периодически разбалтываются,в-третьих, установленная на деревянном стуле наковальня издаёт слишком высокий звук при ударе по ней молотком. Я работаю на большой самодельной наковальне весом 150 кг. Расскажу о ней подробнее. Сначала был сделан металлический ящик без крышки из листа толщиной 4 мм, при этом внутренний горизонтальный размер ящика точно соответствовал размеру основания наковальни. Я заполнил ящик песком и хорошо утрамбовал его, сверху положил металлический лист такой же толщины, который по размеру точно входил в ящик. На листе была установлена наковальня, плотно прижатая специальными хомутами. На боковых поверхностях ящика я закрепил несколько скоб, в которые можно вставлять различные приспособления, необходимые во время работы. Так отпала необходимость в дополнительном столе для подручного инструмента. Получилось массивное сооружение, плотно стоящее на полу. Для большей надёжности я прикрепил ящик анкерами к бетонному полу.

Для мелких работ применяются специальные наковальни - шпераки, которые изготавливаются методом ковки из углеродистых сталей с последующей закалкой рабочих поверхностей. Хочу заметить, что в настоящее время приобрести хороший кузнечный инструмент - большая проблема: наша промышленность не выпускает ни наковальни, ни другой кузнечный инструмент. Я советую заняться его поиском в деревнях, на заводах, в железнодорожных мастерских.

Кузница, в которой вы будете работать и радоваться

К основному стационарному оборудованию кузницы относятся стуловые кузнечные тиски. Без них не обходится ни одна кузница.

В тисках осуществляется зажим заготовок и различных приспособлений, гибка, осадка, разрубка и множество других операций. Стуловые тиски бывают различных размеров. Крепятся они обычно на отдельном массивном бревне - стуле, хорошо закреплённом в полу кузницы, рядом с наковальней. Верхний уровень губок находится на той же высоте, что и лицо наковальни. Губки стуловых тисков отковываются из углеродистой стали 20, 25. Если вы не смогли приобрести стуловые тиски, то на первых порах можно обойтись обыкновенными. Подойдут большие слесарные или машинные тиски, однако ни те, ни другие не выдерживают сильных ударов, так как их корпусы отлиты из чугуна.

В заключение приведу пример планировки небольшой кузницы , в устройство которой, кроме горна, наковальни и тисков, входит ещё много различного оборудования. Рядом с горном устанавливают ёмкости для угля, шлака, воды и масла, на стенах крепят стеллажи для ручного и подкладного инструмента. Кроме того, понадобится сделать слесарный верстак, стеллаж для металла, оборудовать место для сварочных работ, установить электроточило и всевозможные ящички и шкафчики для хранения ручного электроинструмента, различных приспособлений и лакокрасочных материалов... И получится хорошая кузница, в которой вы будете работать и радоваться.


 
Skype: sklevsha

+7(495) 792-29-47

© Студия Ковки «Левша» 1998-2017 - изделия художественной ковки в Москве. Любое копирование материалов и фотографий сайта и использование их в любых целях, без разрешения правообладателя - преследуется по закону.
Студия художественной ковки «Левша» Контакты:
Аминьевское шоссе, д. 34. (вход со двора) 121357 Москва,
Телефон:+7(499) 726-53-84, Факс:+7(499) 726-53-84, Электронная почта: info@sklevsha.ru

Наш сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Кликните «Принять и закрыть», чтобы согласиться с использованием «cookies» и больше не отображать это предупреждение.